Интересные сведения о советском тяжеловозе

Содержание

Советский тяжеловоз — гордость тяжелоупряжного коневодства

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Эти крупные и массивные кони всегда привлекают внимание. Способные перевозить многотонные грузы и тянуть тяжелые повозки, тяжеловозы впервые были выведены в Западной Европе еще в XVIII—XIX веках. Однако не только Европа, но и наша страна славится своими тяжелоупряжными породами. Одна из них – это гордость нашего народа — лошади Советский тяжеловоз. О них мы сейчас и поговорим.

Советский тяжеловоз – это крупные массивные лошади, выведены в Советском Союзе на базе привезенных из-за границы брабансонов.

В результате длительной селекции и разумного подхода отечественные коневоды намного улучшили первоначальные данные тяжеловозных коней. При сильно развитой мускулатуре и крепком костяке порода отличилась сухостью телосложения.

Также по сравнению с брабансонами наши лошади стали менее прихотливыми к условиям содержания и кормам.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Советский тяжеловоз – это уникальная лошадь. Она обладает целым набором ценных качеств.

Более того, до сих пор среди всех отечественных тяжелоупряжных эта порода является самой крупной и выносливой. Они носят почетное звание «коней богатырской силы» и в этом не имеют конкурентов.

Также отличаются энергичным характером и грациозными движениями как на шаге, так и рыси.

Происхождение

Впервые тяжелоупряжные породы лошадей в Россию попали во второй половине XIX века. Спустя некоторое время на основе местных рабочих кобылиц и бельгийских тяжеловозов началось выведение новой советской породы.

На начальных стадиях селекции кровь брабансонов смешивали с разнообразными по происхождению кобылами. Если углубиться в генотип, то наша порода имеет в корнях и першеронов, и арденов, и битюгов.

Наибольший вклад в развитие и усовершенствование селекции внес профессор Д. А. Кисловский и зоотехник И. А. Анцин.

Основную цель, которую преследовали при выведении Советского тяжеловоза – это потребность сельского хозяйства в рабочих и выносливых лошадях.

Уже к 30-м годам XX века совершенствовали породу на основе жеребцов, выращенных на своих конезаводах. В 1948 году заграничных брабансонов уже не было.

В Починковском (Нижегородская область) и Мордовском (республика Мордовия) конных заводах стали отбирать и проводить тренинг молодняка. Полностью утверждена порода была в 1952 году.

Полученная порода тяжеловоза отвечала всем требованиям тогдашнего сельского хозяйства. Новые уникальные на то время кони были намного гармоничнее, мельче и подвижнее своих «прародителей». Более того, кобылицы отличились самой высокой молочной продуктивностью. Уже совсем скоро порода стала лидирующей по популярности и получила свое официальное название.

Внешний вид

Советский тяжеловоз – это крупные высокие кони. Средняя высота в холке у жеребцов в среднем составляет 165-170 см, кобыл – 160-163 см. Вес взрослых особей колеблется от 700 до 1000 килограмм. Первое, что бросается в глаза – это достаточно широкая массивная шея и грудь. Голова средней величины с хорошо развитыми щеками, широкими ноздрями, средними иногда обвислыми ушами.

Шея короткая или средней длины плавно переходит в низкую холку. Спина мягкая, что позволяет использовать коней под седлом.

Еще одна важная особенность Советского тяжеловоза – широкая ровная поясница с раздвоенным и немного обвислым крупом. Такое строение бедренных и тазовых костей позволяет лошадям удерживать тяжелые грузы.

Ноги сухие, мускулистые заканчиваются крепкими копытами правильной формы.

Важно! Очень часто советская тяжеловозная порода имеет неправильный постав ног: саблистость, косолапость и прочее. Как утверждают специалисты, это не влияет на способность лошади, однако не приветствуется при разведении.

Также из особенностей можно назвать короткое бедро, большие скакательные суставы, длинные лопатки, короткие бабки и широкую пясть. Что касается окраса, то кони чаще всего имеют рыжую, рыже-чалую, реже гнедую и гнедо-чалую масть. В отличие от брабансонов оброслось щеток на ногах умеренная, а вот грива и хвост зачастую пышные. Смотрите фото.

Продуктивные характеристики

Советский тяжеловоз – это скороспелая и высокопродуктивная лошадь. Жеребята быстро растут и набирают вес. Примерно к одному году жеребцы весят до 550 килограмм. Начиная уже с 2,5-3-х лет они успешно используются в тяжелых работах, с 5-6 – на специальных соревнованиях. Важно отметить длительный срок племенного использования. Некоторые матки дают приплод в 20 и более лет.

Как мы уже отмечали, советские тяжеловозные лошади способны потреблять дешевые объемистые корма, что делает их выгодное содержание в любых условиях. Кобылы отличаются высокой молочной продуктивностью и способны за период лактации давать в среднем 6000 литров молока. Эти качества успешно применяются для улучшения многих местных рабочих лошадей.

Два типа породы

Как мы уже говорили, Советский тяжеловоз был выведен на двух отечественных конезаводах: на Починковском и Мордовском. Однако это послужило выделению двух породных типов, которые имеют свои отличия.

Так, например, кони Починковского конзавода имеют яркую выраженность тяжеловозных лошадей. Они массивные с крепкими высокими ногами и немного удлиненным корпусом.

Кони Мордовского завода унаследовали качества Суффолькской породы, поэтому более компактного телосложения и более сухие.

«Наши» рекорды

Говоря об этой породе, невозможно не вспомнить о ее рекордах. Так, например, в 1957 году на Тамбовском ипподроме гнедо-чалый жеребец по кличке Форс установил абсолютный рекорд грузоподъемности. Он вывез груз весом почти в 23 тонны и прошел расстояние 35 метров. На последующих всесоюзных соревнованиях с 1960 по 1990 год представители породы регулярно устанавливали новые рекорды.

Современная жизнь бывалых рекордсменов

Современный мир техники и автоматизации сельского хозяйства откинул использование тяжеловозов в далекое прошлое.

Сегодня порода, несмотря на свои выдающиеся результаты, переживает далеко не самые лучшие дни. Резко сокращается поголовье чистопородных коней, уменьшается спрос и потребность на высокопродуктивных маток.

Починковский и Мордовский конзаводы практически проживают последние свои годы существования.

Однако этого нельзя сказать о других странах, где спрос на Советского тяжеловоза увеличивается. Сегодня наших жеребцов и кобыл можно встретить на международных соревнованиях, а также они участвуют в программах по улучшению тяжеловозных пород. Что касается России, то сегодня лучшее поголовье сосредоточено во Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях.

 «Красивый и сильный тяжеловоз»

В этом видео вы сможете увидеть, как выглядит Советский тяжеловоз, узнать некоторые их особенности, а также то, чем так славятся эти кони и в наши дни.

Источник: https://zoohoz.ru/loshadi-i-koni/poroda-i-mast/sovetskiy-tyazhelovoz-7902/

Лошади породы Советский тяжеловоз: экстерьер, состояние на сегодняшний день

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Лошадь во многом определила магистральный путь развития человеческой цивилизации. За тысячелетия хозяйственного использования этого животного было выведено огромное количество пород. Каждая из них соответствовала условиям жизни человека, а так же кругу хозяйственных забот, в который она была вовлечена им.

Среди них особое место занимают тяжеловозные породы, самой молодой из которых является Советский тяжеловоз. Фактически они были переходной фазой от живой тягловой силы к механической в то время, когда промышленная революция требовала все более интенсивного развития производства, но машины были слишком несовершенны.

Как возникла эта порода

В России есть регион, где огромные массивы леса соседствуют со степью. Это юг Нижегородской области и Мордовия.

Для его жителей всегда существовала объективная необходимость в тягловой силе, которая бы могла вывозить лес, а это очень тяжелая работа, и распахивать огромные площади сельскохозяйственных угодий.

Мелкая крестьянская лошадь, обычная для северных лесных губерний России, для таких работ не годилась. Поэтому там всегда ценились и культивировались упряжные лошади больших габаритов, тяговое усилие которых напрямую зависело от массы лошади.

До середины XIX века основное поголовье рабочих лошадей в Нижегородской губернии составляли так называемые битюги – как чистокровные лошади с берегов одноименной реки в Тамбовской области, так их потомки, скрещенные с местными породами. Их культивацию и разведение облегчала хорошая кормовая база.

В конце XIX века местные помещики, купцы и промышленники, движимые желанием приобщиться к европейскому прогрессу, стали завозить в Нижегородскую губернию и Мордовию тяжеловозных лошадей из Европы – брабансонов и суффольков. Являясь прямыми потомками рыцарских строевых лошадей, они были просто огромными – высота в холке нередко достигала 180 сантиметров. Вот они и стали генетической основой породы Советский тяжеловоз.

В России мог появиться собственный племенной табун брабансонов, ведь вместе с жеребцами завозились и кобылы. Однако добродушные гиганты, которые охотно подчинялись даже детям, были мало приспособлены к русскому климату. Их конституция была довольно «сырой» и рыхлой.

К тому же, на взгляд русского мужика, у них были излишне грубые формы. Умышленно или по недогляду, было допущено скрещивание жеребцов брабансонов с местными, более мелкими «сухими» кобылами. Их отпрыски были немного мельче иностранцев, но имели более плотную конституцию.

В смутные годы Гражданской войны племенные жеребцы из Европы не завозились, поэтому племенной табун, сконцентрированный в основном на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском – село Оброчное Ичалковского района, конных заводах был предоставлен сам себе. Происходило почти бесконтрольное скрещивание внутри табуна.

К середине 30-х годов стали появляться жеребята, имеющие устойчивые генетические признаки. Это дало возможность коневодам начать селекционную работу по закреплению получаемых качеств. Однако война помешала оформить новую генетическую линию рабочих лошадей как породу.

Полностью оформлена и признана она была в 1952 году и получила название Советский тяжеловоз.

В 1961 году была предпринята попытка добавить к советской породе лошадей свежей брабансонской крови, для чего были закуплены три племенных жеребца. Два из них разместили на Починковском заводе и одного на Мордовском. Опыт оказался неудачным.

Жеребята наследовали от отцов рыхлость и «сырость» конституции, были внешне грубы – как раз те качества, от которых последовательно избавлялись при выведении породы. На волне сближения с Западом опыт повторили в 1987 году и снова неудачно.

Описание экстерьера

Фотография советского тяжеловоза может дать вам наглядное представление о том, как выглядят отдаленные потомки брабансонов и местных упряжных лошадей. Первое, что бросается в глаза и подтверждает: это животное может выполнять тяжелую работу – массивная короткая или слегка вытянутая шея, широкая грудь и мощные мышцы предплечий.

На их фоне голова средней величины с хорошо развитыми мышцами щек и довольно широкими ноздрями выглядит даже изящно.

Уши лошади прямые, средней величины, однако встречаются особи, у которых они слегка обвислые.

Холка слабо выражена, линия шеи плавно переходит в мягкую, слегка обвислую спину, на которую можно положить седло и использовать тяжеловоза в непривычном для него амплуа – под верхом.

Для знатоков «лошадников» важным критерием способности лошади к тяжелой работе является анатомическое строение крупа и задних конечностей. И в этом потомок брабансонов их не разочарует. Широкая поясница переходит в раздвоенный, слегка обвислый круп, короткое бедро заканчивается довольно длинным скакательным суставом. Бабки короткие, пясть широкая, копыта большие, правильной формы.

У лошадей этой породы нередки косолапость и саблистость, на рабочие качества они не влияют, но при их наличии животное может быть исключено из племенного разведения.

Лошади породы Советский тяжеловоз – самые крупные упряжные животные среди всех культивируемых на европейской территории России. Средняя масса взрослых жеребцов около 900 кг, кобылы на пару центнеров легче. Высота в холке 1,55–1,7 метра.

 Тяжеловозами советской породы унаследованы от брабансонов флегматичность и добронравность, но в ходе селекции они почти полностью избавились от фриза (оброслости) ног, что существенно упрощает уход за ними.

В отличие от своих французских предков они завели пышный хвост.

Стоит учитывать, что различие между лошадьми Починковского и Мордовского конезаводов не только географическое. В селе Оброчном культивировалось скрещивание не только с брабансонами, но и суффольками. Поэтому лошади из Мордовии более изящные, подвижные и темпераментные, корпус у них короче.

На что способны

По своим тяговым качествам лошади этой породы являются практически аналогом трактора Т-40 АМ. Они способны перевозить тяжести и работать с сельскохозяйственными машинами. Представление о том, на что способны советские тяжеловозы дают результаты испытаний.

В 1957 году жеребец Форс на Тамбовском ипподроме вывез груз весом почти 23 тонны на расстояние 23 метра. Это, конечно, труднодостижимый рекорд, но практически все взрослые лошади этой породы способны сдернуть с места «поезд» весом в 15 тонн.

На обычных рабочих испытаниях лошади дают задание пройти шагом 2 км с грузом 4,5 тонны. В результате скрещивания брабансонов с местными породами эти тяжеловозы переняли у последних резвость. Если такую лошадь запрячь в телегу с грузом 1,5 тонны, то она без особого напряжения может передвигаться даже рысью.

Оценивая результаты испытаний, можно сказать, что физические возможности чистокровной лошади этой породы могут быть излишними для личного подсобного хозяйства.

Тем более что содержать животное такого размера и аппетита, несмотря на его неприхотливость к бытовым условиям, может быть затруднительно. Наиболее оправдано его использование в фермерских хозяйствах на работах по заготовке сена, подвозу кормов.

Найдется ему работа и в крупных сельскохозяйственных производствах. Например, для обслуживания животноводческих комплексов.

Состояние породы на сегодняшний день

До 1990 года порода Советский тяжеловоз активно совершенствовалась и развивалась. Ее представители участвовали в разных международных выставках и состязаниях. Однако после распада СССР для мордовских и нижегородских тяжеловозов настали не лучшие времена. Фактически речь шла о полном вымирании породы.

Маточное поголовье на обоих конезаводах сократилось вдвое, испытания жеребят прекратились. В настоящее время ситуация несколько улучшилась, поскольку советская тяжеловозная порода лошадей всегда высоко ценилась в Европе и сейчас имеется небольшой, но устойчивый спрос на таких лошадей.

На волне кризиса и при все возрастающей цене топлива вспомнили о ней и некоторые отечественные сельскохозяйственные производители.

Племенное разведение лошадей Советской тяжеловозной породы происходило и в соседних с Нижегородской (Горьковской) областях и Мордовской АССР. Встречаются они во Владимирской и Ярославской областях, где есть хорошая кормовая база.

Севернее – в Вологодской и Костромской, разведением этой породы уже не занимались.

Однако если вы хотите купить советского тяжеловоза в максимальной чистоте породы или хорошую рабочую лошадь с наибольшим набором полезных генетических качеств, то лучше остановиться на хозяйствах Мордовии и Нижегородской области.

Поводов для оптимизма не слишком много, и лошадь как обычную крестьянскую, так и породистую тяжеловозную, уже можно включать в список Красной книги.

Главным препятствием к использованию этого умного и полезного животного является отсутствие квалифицированного персонала, людей, которые не только млеют от счастья, угостив лошадь куском сахара или хлеба, но и умеют на ней работать, воспитывать её и обучать.

К счастью, еще есть энтузиасты, которые держат лошадей на своих подворьях и в качестве подсобной рабочей силы при крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Источник: http://fermagid.ru/loshadi/150-sovetskij-tyazhelovoz.html

Советский Тяжеловоз: фото, описание породы

Интересные сведения о советском тяжеловозе

С давних времен лошадь верно служит человеку. Существуют разные породы скакунов, различия между ними зависят от сферы использования. Зачастую к их помощи прибегают, когда нужна тягловая сила или средство передвижения. Бесспорным лидером среди самых сильных коней является Советский Тяжеловоз.

Характеристика лошадей породы Советский Тяжеловоз

Эту лошадь долгое время использовали в аграрной промышленности как альтернативу дорогой технике. Мощные скакуны легко тягали полевые плуги и перевозили тяжелый груз на дальние расстояния. Коневоды смогли привить тяжеловозам неприхотливость, выносливость и кротость.

Возникновение и использование

Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

https://www.youtube.com/watch?v=TnJbeqvz7Hs

В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности.

Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры.

Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Характер

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Характер лошади

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Условия содержания

Тяжеловозные лошади славятся неприхотливостью в содержании. Для этой породы подойдет денник в 4 кв. м, что всего на 1 м больше, чем у пони.

Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:

  • В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
  • Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
  • Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
  • При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.

Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.

Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз

Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.

После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.

Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.

Рацион тяжеловоза

Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу. Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.

Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.

Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.

Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

Заключение

Советский Тяжеловоз — один из самых крупных представителей непарнокопытных. Порода была выведена в СССР на племенном заводе № 23. Эти мощные кони использовались для перевоза груза и стройматериалов на большие расстояния. Также они работали в аграрной промышленности во время посевных.

Парад жеребцов породы советский тяжеловозСамый большой конь! Советский тяжеловоз. Между нами тает лед.Вот это мощь!!! Их вызывали на бис! Порода лошадей Советский тяжеловоз /выставка Иппосфера 2017СОВЕТСКИЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ В ВИЧУГЕМордовский тяжеловоз выиграл золотую медаль всероссийской выставки «Золотая осень»

На сегодняшний день тяжеловозов заменила техника, поэтому популярность этих лошадей сильно сократилась. В современном мире мощных жеребцов используют в частных сельских хозяйствах, на лесозаготовках и разводят на убой. Большое количество корма при содержании жеребцов в домашних условиях окупается неприхотливостью скакунов.

Источник: https://FermoVed.ru/loshadi/sovetskij-tyazhelovoz.html

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Советская тяжеловозная порода выделяется своей крупностью и массивностью, невольно привлекающими внимание людей. Они перевозят на своих спинах грузы, имеющие вес в несколько тонн. Этих сильных лошадей используют и для перевозки тяжелых груженых повозок.

У них много достоинств, поэтому тяжеловесов считают уникальными. Они имеют крупные размеры и обладают выносливостью, что позволило им стать лауреатами почетного звания «кони богатырской силы», характер их отличается энергичностью, а движения — грациозностью.

Советский тяжеловоз — уникальная порода лошадей

История происхождения

Первые лошади тяжеловозы появились в 18 веке в западноевропейских странах, позже их разводили и в России. Одной из наиболее популярных тяжелоупряжных пород в стране считают Советский тяжеловоз, прославивший российских коневодов.

Этих лошадей, имеющих крупное и мощное телосложение, вывели во времена Советского Союза из брабансонов, которые завезены из Бельгии в конце 19 века.

Местные рабочие кобылы были скрещены с бельгийскими тяжеловозами, в результате чего появилась необычная порода советских лошадей.

Кисловским Д.А. и Анциным И.А., профессором и зоотехником, было проведено множество работ, касающихся развития и усовершенствования породы.

Продолжительная селекция и умный подход советских коневодов позволил заметно улучшить существующие характеристики лошадей, которые имели развитые мышцы и крепкий костяк, но их телосложение было сухое.

Современные лошадки стали более неприхотливые к условиям содержания и кормам.

Основной целью выведения тяжеловозов являлась необходимость сельских фермеров в лошадях, которые смогли бы быть выносливыми в работе и обладали способностью к перевозу тяжелых грузов.

В середине 20-го века порода совершенствовалась из жеребцов, которые выращены на отечественных конных заводах. Утвердили советскую тяжеловозную породу, отвечающую необходимым требованиям, в 1952 году. «Прародители» уникальных лошадей менее гармоничные, крупные и малоподвижные. Кобылицы новой породы имели большой коэффициент молочной продуктивности.

Статья в тему:  Как своими руками сделать станок для свиноматки

Советский тяжеловоз изначально предназначался для сельхозработ

Внешние особенности

Советская тяжеловозная лошадь отличается крупностью и большим ростом.

  • Рост в холке доходит до 170 см.
  • Весят до тонны.
  • Имеет грудную клетку, отличающиеся шириной и массивностью, и мускулистую шею.
  • Средняя и пропорциональная голова.
  • Развитые щеки.
  • Широкие ноздри.
  • Средние, порой обвисшие, уши.
  • Короткая или средняя шея, переходящая в низкую холку.
  • Имеет мягкую спину, позволяющую использование лошади под седлом.
  • Наличие широкой и ровной поясницы, раздвоенного слегка обвислого крупа помогает лошади удержать тяжелые грузы.
  • Крепкие копыта имеют правильную форму и расположены на сухих и мускулистых ногах.
  • Масть – рыжая, рыже-чалая, иногда – гнедая или гнедо-чалая.
  • Щетки на конечностях умеренно обросшие.
  • Большая пышность и густота гривы и хвоста.
  • Характер – энергичный и добронравный.

Советский тяжеловоз обладает преимущественно гнедой или рыжей мастью

Примечания

  1. Советский тяжеловоз может отличаться следующей неправильной постановкой ног: саблистостью, косолапостью и другими дефектами, которые не отражаются негативно на способностях, но их стараются избежать, когда занимаются разведением лошадей.
  2. Особенностью породы считаются коротковатые бедра, крупные скакательные суставы, удлиненные лопатки, укороченные бабки и широкая пясть.

Отличительные характеристики продуктивности

Советский тяжеловоз является скороспелой породой лошадей, отличающейся высокой продуктивностью. Ценится:

  • Скороспелостью и высокой интенсивностью роста.
  • Замечен быстрый рост и набирание веса у жеребят – годовалые имеют вес более полтонны. В возрасте 2-х с половиной лет их уже используют для тяжелых работ, а после достижения пяти лет они принимают участие в специальных видах соревнований.
  • У представителей породы племенное использование длительное. У некоторых маток приплоды появляются даже после достижения ими 20-летнего возраста.
  • Достоинства лошадей еще и в том, что их можно кормить дешевыми объемистыми кормами.
  • Замечательные рабочие качества.
  • Выносливость.
  • Для их содержания подходят любые условия.
  • У кобыл очень высокая молочная продуктивность.

Статья в тему:  Мастит у коров: способы лечения и профилактики

Советский тяжеловоз в возрасте 1 год весит примерно полтонны

Типы тяжеловозов

Два отечественных конных завода занимались выведением породы – Починковский и Мордовский, в результате чего выделилось два природных типа со своими отличиями.

  1. У лошадей Починковского конезавода ярко выражена тяжеловозная порода – массивность, крупные длинные ноги, корпус слегка удлинён.
  2. Кони, выведенные на Мордовском, сохранили качества суффольских лошадей, которые имеют компактный и сухой костяк.

Сложности, постигшие тяжеловозов в нашей современности

В наше время, когда техникой и автоматизацией, которые используют сельские хозяйства, вытеснялся лошадиный труд, началось сокращение поголовья чистопородных животных, замечено уменьшение спроса и потребности на использование высокопродуктивных кобылиц. Но в ряде европейских стран спрос на Советских тяжеловозов даже заметно увеличился.

Наши жеребцы и кобылы принимают участие в международных состязаниях, их задействуют для улучшения тяжеловозных пород.

Источник: https://sam-village.ru/interesnye-svedeniya-o-sovetskom-tyazhelovoze/

Порода лошади Советский тяжеловоз: фото и видео, описание, история и характеристика

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Абсолютно уникальная лошадиная порода. С ней не может сравниться ни одна иная из всех существующих тяжеловозных пород. Советский тяжеловоз обладает притягательным набором бесценных качеств и характеристик. К тому же, все эти чудеса, выражены в ярчайшей степени. А такое свойство, как непревзойденная никем и ничем, могучая сила, тоже удивит каждого.

История возникновения

Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.

Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.

По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам.

Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей.

А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.

Жеребец по кличке Экватор

Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте.

Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы.

И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.

Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками.

Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было.

В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.

Советский тяжеловоз – порода лошади, существенно превзошедшая своих родоначальников. Более пропорциональные, компактные по размеру и подвижные лошади полностью удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. 1952 год стал для них знаменательным. Именно тогда порода была зарегистрирована.

Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности.

Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами.

Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.

Обзор характеристик

Собственно, есть маленький секрет, выделяющий эту лошадь на фоне всех остальных. Так вот, советский тяжеловоз просто-напросто готов открыть собственную никем непревзойденную силу. В качестве рабочей лошадки, Советский тяжеловоз ни одного соперника иметь не может.

Крупная конституция и высокий рост

А вот на различных кумысных фермах, кобылки представляют собою яркий и ярый интерес. Что до мясного производства, так здесь тоже не имеется в наличии равных этой славной породе. Ведь в мясном производстве, просто-напросто не существует равных по большой скороспелости.

И вот «советская тяжеловозная лошадь», уже спешит получить заслуженное признание в далеком 1952 году. Так что породу можно назвать относительно молодой.

Что до популярности новых лошадей они отвечали всем собственным самым основным качествам. Затем были длительные совершенствования породы и много иных интересных процессов.

Сейчас можно сказать, что прогресс сделал таких животных, которые превосходят по всем параметрам, очень многих в собственном роде.

Советский тяжеловоз из всех существующих, наиболее крупные. При этом голова, на удивление, средней величины, а шея мускулистая, и имеет среднюю длину. Что до холки, она низкая и широкая. Временами бывает мягкая. Спина ровненькая, а поясница широкая. Круп свислый и раздвоенный. Широкая грудь.

Фото советского тяжеловоза рыжей масти

Продуктивность

Советский тяжеловоз – порода лошади, отличающаяся высокой продуктивностью и быстрым развитием. Так уже годовалый жеребёнок весит чуть более полтонны. В трёхлетнем возрасте он готов к тяжёлым работам. Иногда это происходит раньше, в 2 года и 5 месяцев. А в 5–6 лет жеребёнка можно отправлять на соревнования.

Кобыла этой породы способна давать потомство даже после преодоления 20-летнего рубежа. За период выкармливания жеребёнка она даёт около 6 тыс. литров молока. И это достаточно много, поэтому кобыл советского тяжеловоза используют для улучшения рабочих лошадей других пород.

Кроме того, советские тяжеловозы неприхотливы в отношении содержания. Для них вполне подойдут недорогие объёмистые корма.

Достижения

Советские тяжеловозы успешно участвовали в состязаниях. Их достижения вошли в историю. Особенно отличился жеребец по имени Форс на соревнованиях в Тамбове, где в 1957 году он преодолел расстояние 35 м с грузом массой 23 т. После этого грандиозного события советские тяжеловозы постоянно ставили новые рекорды вплоть до 1990 года.

Жеребец Форс

Советские тяжеловозы сейчас

Спрос на советских тяжеловозов сейчас стремительно падает. Потребность в таких лошадях почти исчезла из-за повсеместной автоматизации сельского хозяйства. Их численность неумолимо сокращается, а конные заводы приходят в упадок.

Однако за границей советские тяжеловозы пользуются популярностью, активно участвуют в международных соревнованиях и используются для улучшения других тяжеловозных пород.

Источник: https://VseOKone.ru/sovetskij-tyazhelovoz.html

Советский тяжеловоз – тяжелоупряжная порода лошадей

Интересные сведения о советском тяжеловозе

Рост лошади — 156-160 см

Масть лошади — рыжая, бурая, гнедая, гнедо-чалая, вороная, а также рыже-чалая

Экстерьер — лошади этой породы имеют небольшую, но пропорциональную голову, выпуклый профиль, короткую шею, мощную грудную клетку, длинную спину, сильные, крепкие и короткие конечности, округлый живот.

Шерстяной покров — средний. Представители этой породы созревают быстро, но они менее устойчивы к болезням, чем некоторые другие породы.

Краткое описание породы

Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.

Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые.

На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму.

Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.

Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем.

По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу.

В целом отличительные особенности такого животного — короткая форма бедер, большие скакательные суставы, широкая пясть, при этом укороченные бабки и лопатки удлиненной формы.

История породы

Первое появление таких лошадей тяжеловозов было зафиксировано в западноевропейских державах 18 века, намного позже разведением советского тяжеловоза занялись российские коневоды. По сегодняшний день среди таких лошадей самым востребованным и популярным считается порода Советский тяжеловоз.

Эта лошадь смогла прославить всех коневодов России. Лошадей такого крупного склада и мощи выводили в пределах Советского Союза, за счет завезенных по истечению 19 века из бельгийских лошадей брабансонов.

После чего здешних сильных для работы кобыл сводили с бельгийскими популярными тяжеловозами и получали новый вид — советских тяжеловозов.

Самые большие заслуги по выведению такой породы лошадей по достоинству достаются Анцину И.А и Кисловскому Д.А. — дум успешным зоотехникам России. Эти два человека провели колоссальный труд по выведению новой мощной породы, в будущем трудящейся на благо советского человека.

Благодаря высокому интеллекту и опытной селекции коневоды смогли максимально усовершенствовать качества и характеристики лошадей, имеющих сильный костяк и внушительную мускулатуру при достаточно сухой конституции тела.

А современные особи стали гораздо менее прихотливы в уходе и кормлении.

Цель создания такой лошади была проста — помощь в сельскохозяйственных работах для транспортировки больших грузов. И в середине 20 столетия отечественные конезаводы выпустили усовершенствованных первых жеребцов.

В 1952 году советского тяжеловоза утвердили на государственном уровне, признав лошадь такой, в какой нуждалось советское хозяйствование.

Несмотря на то, что многие знатные умения и характеристики «прародителе» полученного советского тяжеловоза передались ему в наследство, новое поколение демонстрировало больший коэффициент молочности кобылиц.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.

и уход

Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного.

Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь. Во-вторых, регулярный осмотр лошади после трудового дня позволит предотвратить риски появления заболеваний и травм.

И несколько раз в год тяжеловоза должен осматривать ветеринар, а также проводить все плановые вакцинации и прививки.

После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.

Питание

Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах.

Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками.

Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.

Характер и повадки

Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком.

В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода.

Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.

Применение советских тяжеловозов

Все мировые лошади тяжеловозы изначально создавались во времена ручного труда и процветания аграрной промышленности. Поэтому главная цель создания тяжеловоза — помощь человеку в сельскохозяйственных работах и перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния.

Разные страны по своим методам и взглядам усовершенствовали полученные породы, но именно советский тяжеловоз можно считать одной из самых сильных и выдержанных лошадей мира. Основа для любого тяжеловоза была порода Першерон, Шайр, Клейдесдали или Брабансон из Бельгии.

Говоря о русском тяжеловозе, такие животные применялись в работах частных дворов и в подворье, так как такие лошади могли справиться с самыми трудновыполнимыми задачами.

А благодаря спокойному нраву и покладистости лошади могли легко найти контакт с маленькими детьми.

В те времена Советский Союз проводил специальные соревнования, выявляя самых мощных представителей породы Советский тяжеловоз, в последующем этих лидеров отправляли в сельское хозяйство.

Сегодня нет большой нужды в лошадях, способных тянуть такие тонные грузы. Машинизация труда изменила стереотипы и приоритеты. Лошадей все чаще разводят в отдаленных уголках страны от цивилизации для получения мяса, а также работ по двору, в лесозаготовках и на фермах.

Интересные факты про этих тяжеловозов

Чтобы поближе познакомиться с породой Советский тяжеловоз, можно ознакомиться с самыми уникальными сведениями об этих животных.

  1. Тяговые возможности одной лошади можно сопоставить с трактором Т-40 АМ. Эти лошади не только могут тянуть грузы, но и работать вместе с машинами в сельском хозяйстве.
  2. Для любой особи этой породы не составит труда сдвинуть с мертвой точки груз весом 15 тонн.
  3. В конкурсе 1957 года в Тамбове жеребец по имени Форс протянул груз весом 23 тонны вдоль дистанции 23 метров.
  4. Советские тяжеловозы показывают высокие показатели роста и плодовитости.

Фотогаллерея

Красавец советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз на дыбах

Советский тяжеловоз на природе

Советский тяжеловоз зимой

Сколько стоит советский тяжеловоз

Прежде чем приобретать в личное пользование такого благородного коня породы Советский тяжеловоз, нужно знать тонкости такой сделки.

У продавца животных должны быть в обязательном порядке документы от ветеринара, подтверждающие состояние здоровья особи и проведенные вакцинации. К тому же к чистокровной лошади обязательно должны прилагаться записи племенной книги.

Стоимость такого животного зависит от местности, где их производили, от пола и возраста животного, а также от состояния его здоровья.

Один жеребенок породы Советский тяжеловоз будет стоить около 40 000 рублей. Если особь достигла возраста 1-1,5 года, соответственно и цена на него поднимется до отметки 60 000 рублей. Полноценная кобыла этой породы будет стоить новому владельцу в сумму от 80 000 до 100 000 рублей.

Советский тяжеловоз сегодня

До самого 1990 года порода лошадей Советский тяжеловоз тщательно изучалась и совершенствовалась. Для этого лучшие избранники этой породы проходили конкурсы и испытания, состязания и городские выставки. Но после того как распался СССР, для таких животных настал не самый благоприятный период.

Сегодня спрос на такую лошадь стабилизировался, о ней мечтают многие коневоды и фермеры Европы. К тому же из-за нехватки и высоких цен на топливо, многие отечественные хозяйствования прибегают к помощи советских тяжеловозов.

Источник: http://MoyKon.ru/porodi/268-sovetskaia-tiazh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.