Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Содержание

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Виды сбруи

Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.

Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.

Ниже расскажем о различных типах упряжей.

Одноконная

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.

В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.

Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Постромочно-дышловая

Постромочно-дышловую упряжь рекомендуют как для пароконной запряжки, так и для одноконной. Задача её – регулировать движение повозки и её поворот. Основная составляющая оборудования – дышло.

Очень часто при работе с двухколесными сельхозмашинами кони получают повреждения из-за давления дышла на хомут. Поэтому стоит надеть на скакунов седелку и подтянуть чересседельником постромки.

Работоспособность животных значительно увеличится.

Постромочная

Постромочная упряжь очень простая, но неудобная, поскольку при движении вперёд повозка не всегда удерживается. Тяга в данном типе упряжи происходит за счёт хомута и постромок. Рекомендуют такой тип оборудования дополнительно снабдить тормозами, чтобы не навредить лошади.

Тачаночная

Тачаночный вид упряжи широко использовали до 20 века. Сейчас уже очень редко где можно встретить четверки коней и тачанки. Упряжь состоит из постромок и дышла. Два коня при этом запрягаются в дышло в центре, а боковые – за постромки, крепящиеся к вагам.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту.

К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей.

Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

ЦУГ

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

«Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь»

В этом ролике нам расскажут как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Источник: https://hrunya.ru/loshadi/soderzhanie-i-razvedenie/vidy-konskoj-sbrui-3653.html

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.

Коневод должен хорошо разбираться в качестве и видах упряжи для лошадей

Из чего состоит упряжь для лошадей?

Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:

  • Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает  торможение.
  • Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
  • Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены  для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
  • Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
  • Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
  • Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.

Статья в тему:  Все о белом винограде

Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.

https://www.youtube.com/watch?v=4BA14T9d1TI

Лошади в хомутах

Исторические факты

Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.

То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.

Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.

Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере.

Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей.

Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.

Источник: https://sam-village.ru/upryazh-dlya-rabochih-loshadey-osnovnye-elementy/

Упряжь для лошади

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

04.12.2018

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

Упряжная лошадь Сельскохозяйственная сбруя Упряжь для лошадей Лошадка в упряжи
Лошадь с хомутом Упряжка с седлом Спортивная сбруя Выездная упряжь с хомутом

Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Из чего состоит сбруя

Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:

  1. Хомут. Это наиболее важный предмет в системе. Используется для равномерного распределения тяжести повозки на плечи и шею животного. Размер и форма элемента подбираются индивидуально. Располагается на шее около холки и проходит через основание шеи.

  2. Дуга необходима для крепежа гужей к оглоблям.
  3. Узда размещается на голове коня и позволяет управлять животным. Существуют варианты уздечки с одним или несколькими удилами. Вариант без удил называется недоуздком. Используется в случае передвижения коня без упряжи.
  4. Седелка является конструктивной частью. Это кожаная амортизирующая подушка.

    Позволяет уменьшить нагрузку на плечи скакуна. Проходит под чересседельным ремнем. Необходима для поддержки оглобли.

  5. Шлея. Состоит из продольных и поперечных, а также откосных ремней. Используется для предотвращения сползания хомута.
  6. Вожжи для лошади представляют собой длинные ремни, обладающие высокой прочностью. Края вожжей крепятся к удилам.

    Этот элемент позволяет дистанционно управлять животным.

  7. Чересседельник. Имеет вид ремня, крепящегося на оглобле через седелку.
  8. Подпруга необходима для крепкой фиксации седла. Это широкий ремень высокой прочности.
  9. Гужи держат ободовый ремень, соединяя хомут с оглоблей.
  10. Подбрюшник предотвращает травмы лошади, амортизирует резкие колебания хомута и оглобли.

  11. Шпрунт — это скользящий повод, не позволяющий животному высоко задирать голову.
  12. Мартингал является частью сбруи, удерживающей нужное положение головы коня.
  13. Попона представляет собой специальное покрывало, задачей которого является защита животного от непогоды и насекомых.

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало.

Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В сбруе может находиться несколько лошадей. Тандемом называется запряжка следующих друг за другом двух животных. Существуют особенности упряжки нескольких скакунов:

  1. Если ставится пара, используются смешанные и дышловые пароконные конструкции.
  2. Для упряжки коней в сельском хозяйстве часто применяется постромочный вид упряжи.

  3. Системы для тройки лошадей бывают разных видов. Русская упряжка отличается наличием в центре коренника, а по сторонам — пристяжных. Другим вариантом является запряжка гуськом. В этом случае коренник ставится за пристяжными. Этот вариант чаще используется для зимников.
  4. Для четверки коней можно сделать сбрую двух форм.

    В первом варианте животные идут попарно (дышловая и выносная), во втором — пристяжные обрамляют по сторонам пару коренников в дышловой паре. Такой вид упряжки называют квадригой.

  5. При упряжке 5 особей ставят 2 коренника и 3 пристяжных в ряд.
  6. Цуг используется для упряжки 6 коней, их ставят парами.

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.

  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.

  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.

  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Упряжь для лошади Ссылка на основную публикацию

Источник: https://loshadi.info/soderzhanie/upryazh-dlya-loshadi

Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас.

Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса.

Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного.

Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку.

Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом.

Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую.

Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли.

Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы.

Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру.

Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться.

При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры.

Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости.

Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка — находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник — находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник — убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея — плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка — применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Источник: https://selhoz.guru/loshadi/konnaya-upryazh

Упряжь для лошади: виды, как управлять

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Упряжь для лошади

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров — выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью.

Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя.

Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке.

Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна.

Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь.

У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой — равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи — пальчиковая петля, на конце правой — пряжка либо отверстие.

  • Подпруга — широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование — перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом — для свадеб, зимой — для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Секреты запряжки лошади в русскую упряжь.Европейская упряжь. Фильм второй. ЗапряжкаКурская мастерица шьет упряжь для лошадей

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело — наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья — лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель — ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки — это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи.

Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным.

После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом.

Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад — команда остановиться, наклон корпусом — направление движения.

Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное — на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Источник: https://FermoVed.ru/loshadi/upryazh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.